Реактивный пассажирский самолет Ту-144 называли главных «чудом советского авиастроения»

80 смотр.

Реактивный пассажирский самолет Ту 144 называли главных «чудом советского авиастроения»

Ту-144: почему прекратили полеты советского сверхзвукового авиалайнера

Реактивный пассажирский самолет Ту-144 называли главных «чудом советского авиастроения» и «русским Конкордом». Он был призван стать главным мировым флагманом пассажирской авиации, но череда аварий свела на нет все надежды.

Проект Никиты Хрущёва

В начале 1960-х Великобритания и Франция решили совместными усилиями создать сверхзвуковой пассажирский самолёт, которому дали название «Конкорд» (Concorde, означает «Согласие»). Лайнер должен был развивать скорость полёта 2200—2300 км/ч. Прожектеры рассчитывали, что перелёт «Конкорда» из Европы в Америку должен был занимать три часа вместо привычных семи-восьми. О британо-французском проекте доложили генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущёву, и тот эмоционально поставил задачу: «Мы должны сделать свой советский ультразвуковик, при этом летать он должен быстрее «Конкорда»».

Вся работа была поручена Андрею Николаевичу Туполеву. Самолёту присвоили название Ту-144, строиться он должен был на Воронежском авиазаводе, а его появление на свет раньше «Конкорд»а стало важнейшей политической задачей СССР.

Первый сверхзвуковой

Реактивный пассажирский самолет Ту 144 называли главных «чудом советского авиастроения»

Советские авиаконструкторы справились с задачей: Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым самолётом, который использовался для перевозки пассажиров. Первый испытательный полёт этот советский лайнер совершил 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда» — своего знаменитого конкурента. 5 июня 1969 года Ту-144 впервые в истории авиации преодолел звуковой барьер. Самолёт мог перевозить до 15 тонн груза или от 120 до 150 пассажиров на расстояние 3500 км с максимальной скоростью 2500 км/ч.

Обвинение в плагиате

Реактивный пассажирский самолет Ту 144 называли главных «чудом советского авиастроения»

«Конкорд» и Ту-144 были похожи почти как две капли воды. Создатели «Конкорда» обвинили КБ Туполева в краже многих технических решений. Однако доказать это так и не удалось. Надо сказать, что несмотря на внешнее сходство, самолёты всё-таки довольно сильно отличались. Так, Ту-144 был значительно больше по размерам своего западного «близнеца»: советский лайнер мог взять на борт до 150 пассажиров, а «Конкорд» — не более 128. Причём, несмотря на свои габариты, Ту-144 требовалось для взлёта гораздо меньшая по размеру взлётная полоса, чем более мелкому «Конкорду».

ЧИТАТЬ:  Названы самые дешевеющие автомобили

Первая катастрофа

3 июня 1973 года на престижном авиасалоне в Ле-Бурже в присутствии 300 тысяч зрителей Ту-144 совершал показательный полёт. Согласно одной из версий происшествия, в это время к нему на минимальное расстояние подлетел французский самолёт-разведчик «Мираж-3», который проводил съёмку «русского авиачуда». Чтобы избежать столкновения, советский экипаж совершил слишком рисковый манёвр, самолёт перешёл в пике и через несколько мгновений развалился в воздухе на глазах у зрителей. Фрагменты самолёта упали на жилые районы. Было разрушено пять домов и ещё 20 повреждены. В катастрофе погибли все шесть человек на борту Ту-144, а также восемь человек на земле, включая трёх детей. Ещё 25 человек на земле получили ранения.

Начало регулярных авиаперевозок

Реактивный пассажирский самолет Ту 144 называли главных «чудом советского авиастроения»

Несмотря на случай в Ле-Бурже, 1 ноября 1977 года Ту-144 совершил свой первый регулярный рейс Москва – Алма-Ата. Билет на этот маршрут стоил 68 рублей (почти половина средней зарплаты в СССР). Для сравнения стоимость билета на рейс Москва – Алма-Ата, совершаемый на другом пассажирском самолёте, составляла 48 рублей.

Вторая катастрофа

Реактивный пассажирский самолет Ту 144 называли главных «чудом советского авиастроения»

23 мая 1978 года модернизированный Ту-144 совершал испытательный рейс. На борту из-за неисправности топливной системы произошло возгорание, и экипаж принял решение совершить вынужденную посадку – в открытом поле, недалеко от подмосковного Егорьевска. Шесть человек из восьми членов экипажа спаслись. После жесткой посадки авиалайнер почти полностью сгорел. 1 июня 1978 года Аэрофлот прекратил пассажирские авиаперевозки Ту-144.

отсюда

80 смотр.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + 17 =